Актуальность решения проблемы «безбарьерной среды» обусловлена ее масштабностью. Только по официальной статистике, сложности с тем, как добраться до нужного места или подняться на пятый этаж без лифта испытывает на Кубани каждый четвертый.

266608359eb2b26ffdc32496c3894960

Забота об инвалидах — тема популярная. Едва ли не каждый кандидат в депутаты на выборах любого ранга вносит в предвыборную программу соответствующие тезисы. Визуально и вербально забота о маломобильных земляках хорошо ощущается в центре Краснодара. Тротуары центральных улиц вымощены специальной тактильной плиткой для слепых. Светофоры говорящие, пандусы есть. Низкопольный транспорт наращивает парк.

Говоря откровенно, не все здоровые от тактильной плитки в восторге: каблуки застревают! Обитателей «околосветофорных» домов и офисов сильно раздражает «замогильный» голос: «Внимание! Разрешен переход через улицу Красную». Но люди тут же себя одергивают: зато инвалидам удобно! Так ли это? Довольны ли «доступной средой» те, для кого она создается?

Какое сравнение?

Татьяна Чурбанова – инвалид-опорник с диагнозом ДЦП живет в Краснодаре. По мнению женщины, условия жизни настолько за последние годы улучшились, что слегка даже ее «разбаловали».

«Раньше проехаться в автобусе, трамвае, троллейбусе было сродни пытки. Подняться по высоким ступенькам с палочкой было проблематично, а о том, чтобы колясочнику внутрь салона попасть, и речь не шла, — говорит она. — Низкопольный транспорт – великое приобретение для города! И очень дорогое. Поэтому мелкие недочеты, перечеркивающие эффект от их использования, расстраивают безмерно».

По словам Татьяны, не все остановки имеют платформы, позволяющие попасть инвалиду в салон. Например, трамвайная остановка на ул. Дмитровская Дамба «утоплена». Перешагнуть в салон трамвая низкопольного, не говоря уже об обычном, лично у нее не получается. На углу ул. Гоголя и Суворова отличный магазин открылся, но не всякая погода позволяет в него зайти.

«Пандус отличный, но плитка скользкая ужасно! Та же история была с плиткой, уложенной перед поликлиникой на Янковского. Слава богу, после многочисленных жалоб, перестелили».

Вписаться в рутинную жизнь здоровых «маломобильным» гражданам объективно должно было стать проще. Краевая госпрограмма «доступная среда» разработана в соответствие с распоряжением правительства РФ от 17 ноября 2008 года. И на ее воплощение выделяются немалые деньги. Общий объем финансирования в расчете до 2020 года (с учетом средств федерального бюджета) составляет 1 млрд 723 млн рублей (информация опубликована на сайте www.sznkuban.ru).

Инвалидам, заставшим советские времена, есть с чем сравнивать. При Сталине безногих, безруких ветеранов, чтобы не портили своим видом столичные улицы, увозили доживать на Валаам — это исторический факт. При Хрущеве и Брежневе пандусами могла похвастаться редкая больница. Не было их ни в сберкассах, ни в магазинах. Прогресс колоссальный. Но… идиллические настроения разделяют далеко не все «маломобильные». Пандусы не решают главную проблему – а она в равнодушии и формализме.

Слепые там не ходят

«Деньги, которые выделяются на «доступную среду», тратятся не всегда рационально, — утверждает Юрий Третьяк, председатель Краснодарской краевой организации Всероссийского общества слепых. — В федеральном законе о социальной защите инвалидов (ст.33 п.3), принятом еще в 1995-м, прямо сказано, что мы имеем равные с другими права, можем и должны участвовать в согласовании проблем собственной интеграции. На деле инвалиды права голоса не имеют. Чиновники сами решают, как и где «улучшать» нашу жизнь. В Краснодаре, на улице Московской, тактильная плитка, кстати, пришлась: там базируются несколько предприятий ВОС. Но зачем устелили ею всю ул. Кирова? Слепые там почти не ходят, а зрячим неудобно.

Почему с инвалидами не посоветоваться? Мы бы подсказали адреса, где она необходима, деньги не были бы потрачены зря. Пандусы – удовольствие дорогое, но часто слишком широкие, колясочнику, чтобы за перила ухватиться, размах рук нужен в два метра. Говорящие светофоры на Красной дело хорошее, но зачем же мучить ими ни в чем не повинных зрячих? Слепому, чтобы перейти дорогу, достаточно метронома. Его работа слух почти не раздражает. Для незрячего это ориентир. Откуда звук, там столб с кнопкой. Стоит ее нажать, электронное устройство сообщит, какой свет горит на светофоре, можно или нет переходить дорогу».

Или другая крайность, приводит пример наш собеседник. После Олимпиады в Сочи Краснодару в подарок достались чудо-автобусы, в восприятии инвалидов – VIP-класса. На Паралимпийских играх 2014 года впервые в российской истории была обкатана система транспортного ориентирования, вызвавшая сплошной восторг. На деньги краевой казны закупили абонентские устройства, бесплатно раздали сочинским инвалидам. Городские остановки оснастили говорящими табло. Инвалид, услышав оповещение о нужном маршруте, нажимал на кнопку вызова абонентского устройства, после чего у водителя загорался сигнал: на такой-то остановке ждет инвалид! Отрадно, что такие автобусы ездят теперь по улицам краевого центра. Но вот загвоздка! Система ориентирования так и осталась запрограммированной на маршруты Сочи.

«От того, что человек в центре Краснодара может получить информацию о том, что приближается автобус, следующий по маршруту: Мацеста-Хоста, толку мало. Перепрограммировать электронную систему было бы полезнее и дешевле, чем устилать тактильной плиткой некоторые улицы, — убежден Юрий Третьяк. — Создавать умную доступную среду можно только сообща. Но понимания этого у наших чиновников нет».

Заложники окраин

Понимания тем меньше, заметим, чем дальше от Краснодара. Львиная доля денег на создание безбарьерной среды закачивается в инфраструктуру мегаполиса, который, как известно, борется за «столичный облик». Глубинке достается что останется, а остается мало. Станица Ахтырская от краевого центра в 72 км. Там живет Ирина Соколова, у девушки ДЦП. Среду, мало-мальски пригодную для жизни, ей создали родители.

«Мы живем на втором этаже в многоквартирном доме, — рассказывает мама Ирины Надежда Григорьевна. — Лифта нет. Коляска инвалидная тяжелая. Если Иришке нужно выйти на улицу, мы должны вынести инвалидную коляску во двор, затем помочь ей спуститься. На ногах она едва стоит, нужна опора. На свои деньги мы установили перила на лестничной площадке, в подъезде, на входе-выходе. Сделали пандус. Старались для дочери, а спасибо говорят все стрики, живущие в доме».

Ирина — инвалид первой группы. Ее пенсия со всеми надбавками около 11 тыс. рублей. Если бы не родители, для которых она — смысл жизни, жить бы ей на своем втором этаже в полной изоляции.

Не для галочки, а на совесть удобствами для инвалидов оборудованы всего несколько зданий. К примеру, местный Дом культуры. Пандус есть, но с уклоном, превышающим 16 градусов, нет перил. На второй этаж, где работают кружки, секции, крутая лестница, колясочнику просто не попасть. Чтобы вкусить прелесть езды в низкопольном транспорте, нужно ехать в Краснодар или Сочи.

Собственного авто нет? Сиди дома. По Ахтырской гоняют обычные маршрутки, в тесных салонах и здоровым не вполне удобно. У Ирины полно друзей, таких же колясочников. Люди молодые, интересно хоть изредка видеться. Хорошее место – скверик, но бордюры, тротуары для колясок не приспособлены…

От редакции

История с «олимпийскими» автобусами, которые получил Краснодар, а их без малого 100, показалась нам преувеличенной. Однако в мэрии подтвердили: «прошивка» машин и оборудования привязана к сочинским реалиям. Это сбивало краснодарских инвалидов с толка, поэтому «умный сервис» отключили. Когда включат, сказать нельзя даже приблизительно. Автобусы куплены в лизинг, долг перед продавцом не погашен. Для перепрограммирования системы нужно, чтобы лизингодатель дал соответствующее разрешение. Ну и конечно же, нужны деньги, которых пока нет.

Светлана Лазебная
Источник: АиФ Кубань

 

comments powered by HyperComments