Оценку зданий, сооружений и городской инфраструктуры на предмет доступности для человека с любой формой инвалидности проводит отдел универсального дизайна РООИ «Перспектива». О том, что это за работа и как человеку с любыми особенностями чувствовать себя комфортно в городской среде, рассказала руководитель отдела Мария Генделева.
Оценку зданий, сооружений и городской инфраструктуры на предмет доступности для человека с любой формой инвалидности проводит отдел универсального дизайна РООИ «Перспектива». Универсальный дизайн — это следующий уровень организации окружающей среды, позволяющий человеку с любыми особенностями чувствовать себя комфортно. Именно на универсальный дизайн ориентируется уникальный коллектив сотрудников с разными формами инвалидности, которым с первых дней создания отдела руководит Мария Генделева.
«Мы начали эту работу в 2013 году, — рассказывает Мария. — К нам приехали специалисты из Бостонского института дизайна, ориентированного на человека, и провели для сотрудников «Перспективы» первый семинар по универсальному дизайну. А потом мы обсуждали, каким образом взяться за развитие этого направления в России, придумывали разные идеи, строили планы…»
Первый аудит доступности команда «Перспективы» провела в гостинице «Измайлово», где был организован семинар. На примере корпуса «Альфа» и москвичи, и региональные партнеры «Перспективы» учились оценивать доступность различных помещений, въезды и выезды, парковки, туалеты… С тех пор в гостинице неоднократно проходили различные мероприятия общественной организации, и гостиничный персонал на практике убедился, как важно, чтобы всем многочисленным гостям с инвалидностью было действительно удобно.
Затем оценку помещений провели в нескольких московских школах, где обучались дети с инвалидностью. Следующими стали Парк культуры имени Горького, Третьяковская галерея, аэропорт Домодедово, Министерство промышленности и торговли, улицы и остановки общественного транспорта, ВДНХ…
«С каждым годом наш аудит доступности становится все популярнее, — объясняет Генделева. — Приходит понимание, что люди с инвалидностью такие же, как и все остальные. Они тоже могут быть активными, интересоваться самыми разными сторонами жизни, нужно только убрать препятствия, мешающие людям нормально жить».
С первым опытом пришло понимание, какие рекомендации следует разрабатывать для тех или иных объектов. Выступая на различных мероприятиях, где присутствовали представители городской администрации, вузов, школ, парков и музеев, сотрудники «Перспективы» рассказывали о своем уникальном опыте создания коллектива обученных специалистов, которые проводят оценку и дают рекомендации с точки зрения людей с разными формами инвалидности.
«Очень важно, чтобы оценку проводил человек с инвалидностью, пользователь, для которого и создается доступная окружающая среда, — поясняет Генделева. — Однако один человек не в состоянии учесть все нюансы: для неслышащего важна зрительная информация, для незрячего — тактильная навигация и звуковые ориентиры, для тех, кто передвигается на коляске, — съезды, выезды, высота расположения разных сервисов».
Проще всего ведь построить пандус и отрапортовать, что проблема доступности решена. Однако лишь комплексно решенная задача максимально приближает измененную среду к действительно адаптированной. А следующая ступень — универсальный дизайн, когда среда становится комфортной для любого человека с любыми особенностями: пожилого, с лишним весом, беременных женщин и мам с колясками ит.д.
Темой доступности заинтересовались некоторые компании, куда устраивались работать сотрудники с инвалидностью. Отдел трудоустройства «Перспективы», рассказывая будущему работодателю о том, как адаптировать рабочее место для нового сотрудника, также рекомендовал воспользоваться аудитом доступности офиса, чтобы заодно адаптировать среду и для возможных будущих сотрудников или посетителей с инвалидностью.
Заказы на аудит становились все масштабнее, нередко работа выполнялась несколько дней с участием большого числа оценщиков. Сложилась команда, но порой масштабные проекты требовали привлечения обученных сотрудников и из других отделов, а значит, нужно было продолжать тренинги для коллег.
Пять дней продолжалась оценка торгового центра МЕГА Белая дача: необходимо было обойти огромную территорию, два здания, открытую и подземную парковки. Несколько часов, проведенных в таком большом торговом центре, утомительны даже для человека без инвалидности. Через несколько дней работы у хрупкой Марии появилось ощущение, что из нее высосана вся энергия, какая была. «Но ты видишь перспективу и понимаешь, что твой труд важен, что люди придут и увидят, насколько тут комфортно и приятно находиться, — вспоминает Генделева. — А еще было ощущение огромной ответственности, я понимала, что рекомендации, которые мы даем, будут рано или поздно исполнены, и очень важно не забыть ни про одну из категорий людей с инвалидностью и дать те рекомендации, которые действительно будут полезны всем».
Сейчас оценка любого объекта для Генделевой и ее команды — лишь дело техники, отработанная система. Аудит проходит в два этапа: сначала сами замеры и фото-фиксация, а затем — подготовка подробного отчета и рекомендаций, в соответствии с которыми будут вноситься изменения.
Конечно, огромную территорию торгового центра невозможно изменить сразу. Год назад команда Генделевой оценивала МЕГА Химки, и с тех пор в нем многое было переделано в соответствии с советами аудиторов. Кроме того, новые проекты в торговом центре разрабатываются сразу с учетом требований и предложений пользователей с инвалидностью. Сеть уже в четвертый раз делает заказ на аудит доступности, и это значит, полагают в «Перспективе», что там действительно заинтересованы в профессиональном подходе к адаптации среды для нужд всех посетителей.
Еще один крупный торговый центр Генделева оценивала в Нижнем Новгороде. Вроде бы все центры похожи, но оказалось, что существует много нюансов. Самая большая проблема, которую отметили оценщики, — это навигация. Любой человек независимо от своих особенностей, первый раз придя в крупный торговый центр, легко может заблудиться, потерять маленького ребенка. Если пожилой человек, которому тяжело ходить, случайно повернул не туда — пиши пропало. Поэтому в Нижнем Новгороде значительная часть рекомендаций касалась навигации, в том числе и для людей без инвалидности.
А иногда администрация, решая вопрос безопасности, одновременно создает преграду: например, в торговом центре были поручни с незакругленными концами, и рядом с острым краем этих поручней поставили высокие красивые вазы. Получалось, что незрячий человек, который идет, держась за поручень, внезапно упирается в вазу…
Бывает, что на каком-либо объекте уже многое сделано для нужд людей с инвалидностью, и тогда задача Генделевой — оценить, насколько это действительно облегчает жизнь, а что можно было бы и улучшить. Например, в аэропорту Домодедово установлены специальные стойки, через которые маломобильные граждане могут обратиться к диспетчеру специальной службы аэропорта за помощью или сопровождением.
«Забота — это хорошо, — отмечает Генделева. — Но у человека должен быть выбор! Если я хочу регистрироваться самостоятельно, то буду это делать самостоятельно. Важно спрашивать человека, насколько он нуждается в помощи и не навязывать свои услуги, если они не нужны». Однако высота стойки регистрации по-прежнему не очень удобна для комфортного использования пассажиров на колясках. А вот телефоны-автоматы более приспособлены для людей с инвалидностью. Еще плюсы — автоматические двери в туалеты, а также множество специальных навигационных знаков.
После проведения оценки в Министерстве промышленности и торговли были даны рекомендации относительно пандусов, тактильных направляющих, освещения. И почти все, что советовали сотрудники «Перспективы», было сделано. Любой гражданин может увидеть при входе в министерство пандус, сконструированный с учетом всех соответствующих нормативов.
Тем не менее, не всегда результаты сотрудничества оценщиков и руководителей объекта оказываются удовлетворительными для обеих сторон. Например, после аудита Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке команда Генделевой рекомендовала адаптировать для маломобильных посетителей отдельный вход, где есть лифт. Но в галерее предпочли использовать центральный вход с установленной там откидной платформой, по которой люди на колясках могли добраться до туалета, попасть в гардероб. Согласно оценке специалистов, платформа старая, узкая и не приспособлена для современных колясок, особенно с электродвигателем. Администрация галереи нашла выход: закупила более узкие коляски, чтобы пересаживать в них человека с инвалидностью.
«Но ведь есть много людей, особенно иностранцев, которые передвигаются на электрических колясках, они привыкли чувствовать себя самостоятельными, — переживает Генделева. — И они не хотят, чтобы их пересаживали на маленькую обычную коляску, которую должен кто-то катить, возить их. Коляска — это личная вещь человека. Пересаживаться в другую — как надеть чужую одежду. Неприятно и не очень корректно по отношению к людям с инвалидностью».
Основная причина таких казусов — неопытность. Человеку без инвалидности иногда просто не приходит в голову, что и каким образом может оказаться неудобным для другого человека. Дизайн самой обычной раковины ужасен, потому что человек на коляске упирается коленями и не может подъехать близко. Выключатель расположен слишком высоко для человека на коляске, а дверную ручку никогда не сможет открыть тот, у кого плохо функционируют руки.
«Когда мы работаем, нас обычно сопровождают сотрудники компании, — рассказывает Генделева. — Эти люди смотрят на меня как на гуру, просто потому, что они страшно далеки от идей универсального дизайна. Они мало сталкиваются с подобными проблемами, и конечно, их не замечают. А когда ты объясняешь, показываешь, и они видят, то позже начинают относиться по-другому, и через несколько дней оценки ходят с нами и сами замечают разного рода преграды».
Приехав в 2014 году на Паралимпийские игры в Сочи, команда «Перспективы» дала городу неформальную оценку доступности. Не все было гладко, однако искупалось явными стараниями организаторов игр сделать среду максимально доступной. А вот сейчас в Сочи подъемники не работают ни в горах, ни в городе, и перейти дорогу маломобильному человеку практически нереально. «Правда, общественный транспорт в Сочи все же работает прекрасно: везде есть аппарели, водители обучены ими пользоваться и делают это с большим удовольствием», — отмечает Мария Генделева.
…Отправиться в путешествие, побывать в музее или театре, наконец, просто побродить по торговому центру — для человека с инвалидностью чаще всего несбыточные мечты. Но в последнее время наметились некоторые изменения, и адаптацией окружающей среды для всех граждан независимо от их особенностей всерьез озаботились и в государственных, и в частных компаниях. Стало понятно, что такая адаптация — обязательный и необходимый минимум, к которому надо стремиться, строя и перестраивая здания, сооружения, объекты инфраструктуры современного города. Однако для того, чтобы это не оставалось пустой формальностью и не принимало уродливых форм, высмеиваемых в многочисленных фото в соцсетях, работу должны контролировать пользователи — те, для кого предназначены дорогостоящие переделки. Пока команда аудиторов доступности из РООИ «Перспектива» действительно уникальная, на таком уровне в России еще не работает никто. Этот опыт может и должен распространяться, с участием общественных организаций людей с инвалидностью и с поддержкой муниципальных властей, по-настоящему заинтересованных в создании доступной городской среды.
Заявку на оценку здания, офисного пространства или территорий можно направить в РООИ «Перспектива» на e-mail gendeleva@perspektiva-inva.ru (с пометкой «Заказ оценки»).
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Екатерина Глебова
Источник: ria.ru