Орфография и пунктуация автора сохранены.
Идея написать эту статью возникла у меня после того, как я побывал в паломнической поездке с инвалидной организацией. В этой поездке обнаружилось довольно много проблем с которыми сталкиваются инвалиды, а так же способов их преодоления. Чтобы ни кому не создавать рекламу и антирекламу, я не буду называть ни инвалидную организацию ни монастырь куда мы ездили.
Отношение к инвалидам в христианстве
В большинстве известных религий инвалидность рассматривается как наказание за грех. Если инвалидность с рождения то это наказание за грех родителей, или за грехи прошлых жизней. Христианство дает принципиально иной взгляд на инвалидность:
Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. (Иоан.9:2-3)
То есть инвалидность это направление человека на особый духовный путь. И всеведущий Бог направляет на такой путь только того, кто способен по нему идти. На Руси к инвалидам было особое уважительное отношение, их называли «убогими» что означает «у Бога», т. е. Приближенными к Богу. Инвалидность ни в коем случае не означает чает святость, а только направляет к более глубокой религиозной жизни, но не без желания самого инвалида.
Отношение к инвалидам иных религиозных конфессиях
Вышеупомянутую евангельскую притчу принимают как руководство к действиям в религиозных конфессиях, для которых авторитет Библия. В подтверждение этому довольно высокий процент инвалидов, в том числе и на инвалидных колясках, на религиозных собраниях Свидетелей Иеговы, Адвентистов седьмого дня и различных протестантских конфессий. Интересно, что многие из этих инвалидов в неофициальных беседах считают себя православными, но ходят изучать Библию к иноверцам, только на основании того, что у тех есть инвалидная инфраструктура, которой нет в православных храмах. Этот факт не делает чести Русской православной церкви, а потому не афишируется.
Возможны ли равные возможности у инвалида и у здорового?
Прежде чем говорить об «противоинвалидных заграждениях», охраняющих православные храмы от убогих, проанализируем тезис о равных возможностях ходячего своими ногами человека и человека передвигающегося на инвалидной коляске. Этот тезис часто используется, как аргумент «выбить деньги» на строительство и развитие инвалидной структуры. Инвалидная инфраструктура это конечно очень полезно, причем не только для инвалидов-колясочников но и мам с детскими колясками, и бабушек с хозяйственными сумками тележками. Но насколько равные возможности дают эти устройства тому кто на своих ногах и тому кто в инвалидной коляске в реальном мире? Чтобы понять принципиальную невозможность подобных «равных возможностей» представим что здорового и полного сил активиста движения за равные возможности укомплектовали ластами, маской и трубкой для подводного плаванья и выпустили в теплом южном море предоставив ему «равные возможности» с дельфинами. Ведь и человек и дельфин дышит легкими, и человек и дельфин теплокровное млекопитающее. Думаю через пару суток приспособленный к жизни на суше человек поймет, что при самой лучшей экипировке его возможности не равны возможностям приспособленного к морской жизни дельфина.
Равные возможности — это миф, а точнее рекламный слоган. Некое подобие равных возможностей может быть только в спорте. Да и то с некоторой натяжкой. Например, футболисты считают, что играть на «своем» поле проще чем на «чужом», хотя и размеры и покрытие одинаковы.
Противоинвалидные заграждения в православных храмах
Обычно активисты инвалидных движений считают главной антиинвалидной преградой отсутствие пандуса на церковном крыльце. Однако, преодолеть несколько ступенек на коляске не очень трудно, имея только одного помощника. Кроме того существуют переносные складные пандусы, которые можно перевозить, прикрепив их сзади инвалидной коляски и развертывать их силами одного человека за несколько минут. Гораздо большие проблемы ждут инвалида на коляске внутри храма.
Одна из отличительных особенностей православного христианства это почитание икон и мощей. Приложиться (поцеловать) эти святыни довольно затруднительно для человека в инвалидной коляске. Чтобы убедиться в этом можно провести эксперимент. Сядьте на обычный стул и вы получите модель человека в инвалидной коляске. Теперь попробуйте дотянуться губами до предмета на стене, находящегося на высоте ваших глаз. Это высота довольно низко висящей иконы.
Следующий эксперимент — на том же стуле придвиньтесь к столу на котором лежит коробка высотой около 20-ти сантиметров. Это высота раки с мощами. Попробуйте дотянуться губами (а не подбородком) до точки находящейся на расстоянии примерно тридцати сантиметров от края коробки. Целовать надо не край раки, а изображение креста на облачении или Евангелие в руках мощей.
Следующий эксперимент: положите коробку из предыдущего эксперимента на пол — это «противоинвалидная» ступенька рядом с особо-почетаемой иконой или ракой с мощами. Повторите предыдущие эксперименты с лежащей на полу коробкой. А теперь встаньте со стула и повторите все тоже стоя на своих здоровых ногах.
Следующий эксперимент касается установки свечей. Возьмите стандартную церковную свечку (ни в коем случае не используйте вместо нее твердые и острые предметы типа карандашей), но ни в коем случае не зажигайте ее. Сидя на стуле поставьте ее на книжную полку, расположенную на уровне глаз стоящего на ногах человека. Это высота церковного подсвечника. Поставьте свечку вертикально. И позвольте ей упасть. Куда падает? Правильно, вам в лицо, возможно в глаза, возможно на одежду. Теперь сделайте вывод относительно травм, которые может получить инвалид-колясочник, от падения зажженной свечи.
Однако главная проблема это теснота в православном храме. Инвалид на коляске ниже стоящего на ногах человека. Когда перед лицом задница впереди стоящего — это не приятно. Но это не все. Люди не видят человека в коляске, полагают что там свободной место и пытаются пройти туда. За свободные сантиметры церковного пола идет борьба не менее жесткая, чем на лежбище морских котиков. В результате периодически кто-то падает на инвалида, ударяя его по лицу своей сумкой.
Но и это еще не все. Одно из главных церковных таинств — это исповедь. Исповедь обычно проходит где-то в углу храма, куда проехать на инвалидной коляске затруднительно из-за тесноты и иных препятствий. Особенно, если не знать, где эта исповедь проходит. Но и это еще не все. Кроме богослужения есть еще церковно-приходские мероприятия, например, беседы со священником о православной вере, которые проходят в церковных подсобных помещениях, например, в трапезной. Там тесноты и противоинвалидных барьеров еще больше, чем в храме. Типичная церковная трапезная это стол во всю комнату и в узком пространстве между столом и стенами две лавки с каждой стороны. Инвалидную коляску там просто негде поставить.
Почему все эти проблемы есть у православных, но нет у Свидетелей Иеговы? Мне кажется, главная причина в том, что православные увлеклись восстановлением заведомо морально-устаревших зданий. Восстановить храм 18 века это, возможно, хорошее дело, но он его архитектура и инфраструктура рассчитана на население маленького села или помещичьей усадьбы, а не на густонаселенный городской район. В То время, как иноверцы планируют количество прихожан и арендуют зал соответствующей вместимости со всей необходимой инфраструктурой. Почему бы православным не арендовать для богослужений большие комфортабельные залы, как это делают иноверцы? Канонических препятствий к этому нет. И примеры, когда православные богослужения совершаются на городских площадях, на лесных полянах или в актовых залах имеются. Почему же тогда так часто православные Богослужения проходят в тесноте и без элементарных удобств типа туалета и гардероба? На этот вопрос могут дать ответ только церковные иерархи! К счастью, человек лучше всех живых существ на Земле умеет приспосабливаться к окружающей среде!
Нужна ли инвалидам соборная молитва и аскетика?
Учитывая перечисленные проблемы возникающие у инвалидов при посещении храмов, священники часто исповедуют и причащают их на дому и «не требуют» ходить на Богослужения. Правильно ли это? В православной духовной жизни существует принцип «синергии» то есть для достижения духовных успехов требуется действие как человека так и Бога. Причем, чем больше усилий приложит человек — тем больше получит помощи от Бога. Таким образом, освобожденный болезнью от мирской суеты инвалид, мог бы потратить силы и время на духовную жизнь. Многие святые имели слабое здоровье, а некоторые были инвалидами с детства (например, Матрона Московская). И вся их жизнь была сосредоточена вокруг храма. Сколько же «Матрон Московских» потеряла церковь из-за отсутствия инвалидной инфраструктуры?
Как инвалиды приспосабливаются к церковной жизни
За 15 лет пребывания в Церкви, я видел много примеров как инвалиды успешно ведут церковную аскетическую жизнь. В Николо-Перервинской обители, где я учился на Богословских курсах, настоятель лично следил не только за тем, чтобы слепого проводил до дома кто-то из прихожан, а неходячего довез до дома кто-то из автомобилистов, но и следил чтобы этому инвалиду напомнили о приближающемся церковном празднике и довезли до храма. В Великорецком крестном ходу, несмотря на трудную трассу, регулярно можно видеть инвалидов на костылях и на колясках высокой проходимости. В других крестных ходах инвалиды-колясочники появляются на асфальтированных участках, а на грязной грунтовке их везут в машинах сопровождения. Некоторые инвалиды умышлено выбирают храмы с высоким крыльцом, чтобы поднимаясь и спускаясь, на каждой ступеньке читать по молитве, так как по состоянию здоровья, они не могут выполнять многие аскетические мероприятия доступные для здоровых (например земные поклоны).
В разных городах существуют храмы специально ориентированые на инвалидов, то есть просторные, с удобным въездом, без внутренних барьеров, с опорными поручнями позволяющими прикладываться к святыням. Но это скорее исключение из общего правила, то есть добрая инициатива конкретного священника и его партнеров. Так же среди инвалидов распространены молитвы по соглашению (когда несколько человек у себя дома читают псалтырь или акафист) Церковная и аскетическая жизнь инвалидов мало заметна, но это не значит что ее нет! Если человек хочет что-то делать то он ищет способы как это делать, если не хочет — ищет оправдания бездействию! Если же человек хочет заниматься духовной жизнью то он получает помощь от Бога и чем больше усилий прикладывает человек, тем больше ему помогает Бог.
Я с 2007 года хожу в Великорецкий крестный ход, который считается одним из самых трудных крестных ходов, и наблюдаю, как молодые, сильные, здоровые люди сходят с дистанции из-за мозолей, простуды, усталости, недосыпания, ссоры с ближними и т. д. А слабые и больные легко проходят этот трудный маршрут. Это обыкновенное чудо от покровителя крестного хода — самого почитаемого на Руси святого — Николая Чудотворца.
Опыт организации паломнической поездки инвалидов
В я упомянул, что поводом к написанию настоящей статьи послужило паломничество в монастырь с инвалидной организацией. Паломническая поездка — это одна из форм христианской аскетики. Для инвалидов такое мероприятие важнее чем для здорового, так как не у каждого инвалида есть доступный храм с подходящей инфраструктурой и помощники, способные организовать посещение храма. Я бывал в разных паломнических поездках с многими турфирмами, но эта поездка оказалась самой лучшей. И я считаю что это заслуга именно организаторов мероприятия в совокупности с Божьей помощью, а не заслуга принимающей стороны. Монастырь хоть и был восстановлен относительно недавно там напрочь отсутствовала инвалидная инфраструктура зато присутствовали многочисленые пороги и ступеньки там, где без них можно было бы обойтись. И это нельзя списать на средневековых строителей. В паломнической гостинице инвалидная инфраструктура так же отсутствовала, но еще был признак характеризующий неадекватность руководства гостиницы — запираемый на электронный ключ туалет. На комнату выдавался один ключ, в результате получалось что несмотря на три кабинки туалетом мог пользоваться только один человек одновременно. Если же этот человек забыл вынуть ключ из кармана, то в туалет не мог попасть ни кто. Начинались долгие поиски ключа. Я не могу назвать это иначе как искусственное вредительство или невменяемость управляющего гостиницы. Особенно если учесть что при смене пищи у людей часто случаются проблемы с пищеварением и туалет может понадобиться неожиданно и срочно. А он свободен, но заперт! Неофициально подобные явления называют ПГМ (Православие Головного Мозга).
Самый главный успех организаторов поездки заключался в том, что в гостинице нас поселили вместе мужчин и женщин, то есть не разбивая семьи. Казалось бы что тут удивительного, нормальная ситуация для плацкартного вагона. Но извращенная страсть к делению по половому признаку очень распространена особенно в монастырях. Поэтому в паломнических гостиницах не редкость переклички типа «Вася, дай зубную щетку!» «Маша дай носки!» На одной половине храма давка, на другой пусто, одна очередь длинная, другая короткая. Таким образом то что нас поселили вместе — это огромная заслуга нашего руководителя плюс Божья помощь. Ведь очень часто помогать инвалиду должен человек, умеющий это делать, а не кто попало. Поэтому с инвалидами едут свои сопровождающие.
Кстати, о сопровождающих. Сопровождающие ехали в поездку бесплатно. А с самих инвалидов плата была раз в десять меньше, чем если бы поездку организовывала бы обычная турфирма. Получилось так за счет того, что инвалидам был предоставлен бесплатный автобус со специальным подъемником для колясок, а так же бесплатная гостиница. Поэтому плата была чисто символической, чтобы поездка не воспринималась как халява.
Еще один плюс — место отправления. Будний день и автобус из подмосковья, от ж/д станции. Поэтому не было знаменитых московских пробок из-за которых меня несколько раз высаживали возле МКАД в два часа ночи вместо обещанных восьми вечера. На своих здоровых ногах я пешком добирался домой за пару часов. Инвалиду пришлось бы заказывать такси по ночному дорогому тарифу.
Самое главное в паломнической поездке это Богослужение и участие в церковных таинствах. Это было организовано стандартным способом: в автобусе рассказ о том как подготовиться к исповеди и молитвы ко причастию. В храме одна из наших женщин поймала священника (который собирался уходить домой) и буквально заставила его исповедать нескольких наших инвалидов которые просто не могли из-за тесноты пробраться к месту где официально проходила исповедь. Дама эта была наглая и настойчивая, поэтому священник не смог отказать в совершении исповеди, так как существует правило по которому если священник отказал в совершении таинства, а потом человек умер без покаяния, то священнику грозит лишение сана.
Исследование возможностей человека в инвалидной коляске в условиях реальной церковной жизни
В рамках этой поездки и последующего возвращения домой в Москву на электричке мы с одной из паломниц в инвалидной коляске провели эксперимент по определению возможностей человека в инвалидной коляске. Сначала мы просто погуляли по монастырю. На низкие лестницы я один без особых проблем вкатывал инвалидную коляску. При этом шины коляски прогибались довольно сильно, и я опасался, как бы они не лопнули. Так как в храмах не было инфраструктуры, то приложится к иконам и мощам можно было только когда коляску вместе с сидящим в ней человеком подняли двое крепких мужиков и поднесли к цели. Но это было не везде возможно так как пространство вокруг некоторых почитаемых икон не позволяло разместиться сопровождающим. Возможно, в таких случаях могла бы помочь пара дежурных костылей, которую могла бы храниться в храме если бы там думали побольше о возможности приложиться к святыни для инвалида. К счастью, в монастыре нашлось довольно много трудников-мужчин, которые помогали с подъемом коляски.
Еще одним экспериментом было движение инвалидной коляски по пересеченной местности. Основными проблемами были здесь: грязь, которая с колес переносилась на руки и одежду инвалида и неровности грунта. Маленькие передние колеса спотыкались об каждый камень. Впрочем, конструкция коляски позволяет их заменить более крупными колесами. Если коляску с человеком по пересеченной местности везет один человек, то по моим субъективным представлениям усилия при этом затрачиваются как если везти садовую тачку с песком (говорю как дачник). Если же коляску везут двое, каждый держит за одну ручку то усилия уменьшаются вдвое. Кроме того при таком расположении удобно разговаривать как с партнером, везущим коляску, так и с человеком, находящимся в коляске.
Самая трудная проблема для путешественника в инвалидной коляске — это мост через железную дорогу. Четыре мужика с легкостью могут перенести человека в коляске, но только не всегда они есть в наличие. В нашем случае дело происходило днем и помощники нашлись быстро. Таким образом напрашивается вывод о том, что для маршрута инвалидных экскурсий надо выбирать железнодорожные станции без моста. Например в Москве на Каланчевской инвалиду не проблема поехать в любую сторону. А, к примеру, на станции Щербинка из Москвы выход несколько ступенек, а в Москву — только через мост.
Необходимость аккуратности при воцерковлении инвалидов
Организация духовной жизни в целом и духовной жизни инвалидов в частности дело требующее большой аккуратности и глубоких исследований. В противном случае можно нанести вред как церкви так и инвалидам. Царь Петр Первый пытался, используя западный опыт, организовать систему когда монастырям добровольно-принудительно предлагалось заботиться об инвалидах, образовавшихся после военных действий. В результате были разрушены изнутри некоторые монастыри и нанесен вред общественной нравственности.
Поселенные в монастыри искалеченные солдаты не горели желанием вести аскетическую жизнь, проносили в монастырь алкоголь, приводили женщин. Изгнать нарушителей устава не было возможности так как деньги на их содержание были получены и истрачены, кроме того имело место быть дело государственной важности. Поэтому из монастырей ушли монахи, стремящиеся к аскетической жизни, а те кто остались — развратились. Чтобы такое не произошло важно чтобы инициатива в организации религиозной жизни инвалидов исходила не от государственных или церковных структур а от инвалидных организаций. Инвалид лучше видит свои проблемы и проблемы себе подобных, чем внешний наблюдатель.
И тот факт, что светская инвалидная организация организовала паломническую поездку лучше, чем специализирующаяся на таких поездках православная турфирма тому подтверждение.
Колян Платков
Фотографии и рисунки автора
Источник: fabulae.ru