Зачем необходим такой реестр и что изменится в связи с его введением, какие могут возникнуть сложности — Агентству социальной информации рассказали эксперты.
 

 
Эксперты приветствуют введение такого реестра, но отмечают, что к работе должна быть привлечена общественность, а сам реестр должен создаваться на основе научного подхода.

Елена КлочкоЕлена Клочко, заместитель председателя Координационного совета НКО по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере:

Конечно, реестр инвалидов совершенно необходим, причем он необходим не только с точки зрения того, чтобы подсчитать число людей с инвалидностью, но и с точки зрения того, чтобы представлять себе, какой набор услуг, какого вида, какой сложности необходим для людей с инвалидностью, и в какие финансовые затраты это выливается. Мы горячо приветствуем создание реестра, это совершенно правильное направление. Вопрос в том, как будет делаться этот реестр. Надеемся, что общественность тоже будет привлечена к этой работе и сможет подсказать какие-то вещи, которые нам очевидны, но, возможно, не известны другим. Интересно, каким будет набор вопросов, включенных в реестр. Ведь что такое реестр инвалидов? Это в том числе разные нозологии. Если смотреть по нозологиям, то это даст возможность, к примеру, выделить число людей, которые нуждаются в колясках. Что касается образовательных услуг, услуг социального сопровождения, то нуждаемость в них тоже будет видна, если будут соответствующие графы.

Александр ЛысенкоАлександр Лысенко, председатель правления Национального центра проблем инвалидности, эксперт ОНФ по делам инвалидов:

Государственный реестр очень важен, потому что позволяет вести учет всех мероприятий для человека, внесенного в реестр. Мы сможем понять, насколько то, что сделано, соответствует индивидуальной программе реабилитации, оценить степень выполнения мероприятий и достигнутый результат. Реестр позволяет увидеть целостную картинку, которую можно анализировать в разрезе различных групп видов инвалидности. Это необходимо для того, чтобы вырабатывать общую стратегию деятельности по отношениям к тем или иным группам инвалидов. Такой реестр — затратная вещь, но иначе управлять системной социальной поддержкой инвалидов невозможно. В принятом законе четко прописано, какие показатели должны входить в реестр. И очень важно, что именно в законе, а не в нормативно-правовых актах.

Елена КулагинаЕлена Кулагина, член Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН:

Как научный сотрудник я работаю со статистикой, в том числе в сфере образования инвалидов. В этой области у нас накоплен огромный массив данных, который никем и никогда еще не был обработан. Имеющаяся статистическая информация так и не прошла апробацию более чем за 10-летний период. Научный подход к сбору этой информации так и не был обеспечен. Анализ имеющихся данных не проводится. Я призываю, прежде чем создавать реестры, обработать и изучить имеющуюся статистическую информацию внутри ведомств, понять, в чем существуют проблемы сбора этой информации, каких показателей недостает. Проблемы инвалидов сопряжены с широким кругом областей, включая культуру, здравоохранение, образование, занятость, социальную защиту, инфраструктуру и пр. Для анализа региональных данных нам нужно иметь сведения о специфике каждого субъекта РФ. Единый реестр всех этих проблем не высветит. Много неясностей содержится в законе «Об образовании». Они уже «вылезли» в статистике и проявятся также в реестре, в частности, по поводу разграничений детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Следует понимать, что единый реестр неизбежно приведет к ошибкам в сборе информации. Я считаю, что вопрос о создании реестра несколько преждевременный. Кто и как будет собирать данные, по какому принципу, на основе какой методики, как это можно будет анализировать, с чем сопоставлять? К этому вопросу нужно подходить на основе научного подхода, понять, для чего мы его делаем, выделить цель, задачи, просчитать издержки.

Юлия Вяткина
Источник: Агентство социальной информации