Сергей Флейтин / Фото: Филиппо Валоти Алебарди / МОСЛЕНТА

Сергей Флейтин / Фото: Филиппо Валоти Алебарди / МОСЛЕНТА

Сергей Флейтин — слепоглухой. С раннего детства он находится на грани полной глухоты, а зрение полностью потерял в десять лет. Сегодня, благодаря остаточному слуху и двум специальным аппаратам, он может слышать, но любой шум превращает его в глухого, так как аппарат не может фильтровать громкие звуки. В отличие от многих других инвалидов по зрению и слуху, Сергей очень активный человек — он эксперт по техническим средствам реабилитации слепоглухих, преподаватель компьютерной грамотности и директор благотворительного фонда «ТОК».

Сергей любит быть самостоятельным, он работает, участвует в семинарах самостоятельно передвигается по городу. Он знает Москву на ощупь и на своем ежедневном опыте познает все трудности жизни в таком мегаполисе.

О сложностях в городе

Когда вы не видите, вы пользуетесь определенным набором тактильных ориентиров. Поэтому очень важно чтобы среда была достаточно статичной. В условиях Москвы этого сложно добиться. Во-первых, очень много автомобилей, которые паркуются в самых неожиданных местах. И пока обходишь машину, можно уже потерять привычное направление.

Во-вторых, существуют неожиданные препятствия в виде новой торговой точки или рекламного щита.

Поэтому когда с улиц убрали мелкую торговлю – нашему брату это здорово облегчило жизнь. Все эти ларьки и «раскладушки» очень мешали. К тому же иногда забывают ставить ограждение, когда идут какие-то работы. Если я иду по знакомому участку и там начали что-то копать, а участок никак не огородили, то у меня есть очень большой риск загреметь.

Кроме того, я знаю слепых, которые попадают частенько под канализационные люки, которые оставляют открытыми.

Фото: Филиппо Валоти Алебарди / МОСЛЕНТА Сергей Флейтин идет по своему привычному маршруту от работы до метро

Фото: Филиппо Валоти Алебарди / МОСЛЕНТА
Сергей Флейтин идет по своему привычному маршруту от работы до метро

Основные проблемы бывают там, где нет никаких границ, сигналов. Вроде бордюра, газона или рельефной плитки. Многие ее ругают, особенно женщины, но она мне сильно облегчает жизнь.

Хотелось бы какую-то дополнительную направляющую разметку, конечно, но проблема в том, что настоящая доступная среда должна облегчать жизнь всем.

 

Не должно быть такого, чтобы слепым было хорошо, а всем остальным стало плохо.

 

Метро

Я на самом деле не так давно самостоятельно хожу. Только после того, как женился и в Москву переехал. Во многом благодаря супруге и начал двигаться. И случая не было, чтобы я пропустил остановку. Как-то умудряюсь вовремя понимать.

Если ветка хорошо знакома, то можно ориентироваться по длине перегонов. Например, когда я жил на «Бабушкинской», то знал, что между «ВДНХ» и «Ботаническим Садом» очень длинный пролет и после него я уже ставил ушки на макушке, чтобы вовремя выйти.

Фото: Филиппо Валоти Алебарди / МОСЛЕНТА Сергей Флейтин и Анастасия из «Службы Сопровождения»

Фото: Филиппо Валоти Алебарди / МОСЛЕНТА
Сергей Флейтин и Анастасия из «Службы Сопровождения»

На старых станциях метро нет тактильных разметок, из-за чего приходится очень внимательно работать тростью, чтобы не кувыркнуться на рельсы. Еще ориентируюсь по колоннам, но если их нет и платформа достаточно узкая, как на «Полежаевской», то бывает тяжело.

В целом мне проще в час пик ориентироваться. Тогда много людей и я просто по людскому потоку иду. А если станция сложная и никого нет, то приходится обращаться за помощью.Хотя после одного случая, я стал очень внимательно относиться к помощи.

Я попросил отвести меня в первый вагон, а человек, видимо, сам запутался и посадил меня в последний. Соответственно, я выхожу из последнего вагона, поворачиваюсь, уверенный, что скоро я упрусь в ступеньки. Я иду с очень быстрой скоростью и просто пролетаю всю платформу. Хорошо, что там оказался поезд и я ввалился в открытые двери, а не на рельсы.

 

Даже если тебе помогли – расслабляться не стоит.

 

О помощи и ошибках

Меня часто спрашивают: «Вам помочь?». Я всегда отвечаю, что если нам по пути, то да.

Но большинство людей не только не знают, как помочь, а даже подходят с собственной программой. То есть они уже знают, куда мне надо, и им не особенно интересно мое мнение. Поэтому часто бывают ситуации, когда мне просто надо отказаться от помощи.

 

Среди слепых часто обсуждается такая этическая проблема – хорошо или нет грубить тем, кто предлагает помощь.

 

Понятное дело, что плохо. Но если тебе помощь не нужна, а тебе ее предлагают третий, четвертый пятый раз, то уже поневоле сорвешься и пошлешь.

Фото: Филиппо Валоти Алебарди / МОСЛЕНТА

Фото: Филиппо Валоти Алебарди / МОСЛЕНТА

Еще у меня был случай, когда мне отказали в помощи. Я оказался в метро без трости и когда чуть не упал на рельсы мне помогли, а потом уже, когда не мог сориентироваться и понять куда двигаться дальше, то не мог допроситься помощи.

 

Люди пугаются, когда видят такого человека без трости, они не понимают, кто ты.

 

Может ты просто обкурился, а очки черные тебе чтобы синяки прикрыть.

Кроме того, многие здоровые, и сами ошибаются. Я уже рассказывал про то, как мешает уличная торговля и помню такой случай. Выхожу из метро «Бабушкинская», смело включаю третью космическую, так как хорошо знаю маршрут, и двигаюсь в сторону перехода. Вдруг слышу такой истошный крик: «Мужчина! Левее, левее!». Он все кричит и я чувствую, что сейчас на мат уже перейдет. Тогда говорю ему: «Слушай, если я возьму левее, то ты у меня на проезжую часть улетишь вместе со своей раскладушкой». Он мне в ответ: «Ой, правда. Я имел в виду правее».

Социальное такси

Одно время я пользовался «Социальным такси», но это всегда было связано с большой нервотрепкой.

Всегда было трудно дозвониться и далеко не все водители там адекватные.

 

У меня был случай, когда водитель был совершенно неуравновешенный и дрался с гаишником.

 

Оплата самого такси происходит не деньгами, а специальными талонами, которые надо покупать в определенном месте. То есть, чтобы воспользоваться услугами такси тебе сначала необходимо как-то добраться до социальной конторы. Кроме того, это такси нельзя срочно вызвать – нужно оставить заявку за несколько дней. А в последнее время, из-за того, что территория Москвы увеличилась, а парк автомобилей остался прежним, нужно оставлять заявку за месяц.

Про кафе

 

Я не знаю незрячих, которые рискуют посещать такие места, как рестораны и кафе самостоятельно.

 

На Западе в крупных ресторанных сетях есть меню по Брайлю, но у нас это не получает распространения. Более того я сомневаюсь, что в большинстве кафе персонал адекватно отреагирует на приход одного незрячего, что проведут к столику, расскажут про меню и так далее. Получается такой замкнутый круг. Если прийти к начальникам таких заведений и начать рассказывать обо всем этом, то они скажут, что у них слишком мало таких клиентов, а большинство незрячих не ходят в кафе из-за того, что им это недоступно.

Фото: Филиппо Валоти Алебарди / МОСЛЕНТА

Фото: Филиппо Валоти Алебарди / МОСЛЕНТА

Супермаркеты

В любом современном супермаркете огромное количество товаров и рассчитывать на то, что кто-то тебе будет зачитывать все двадцать сортов молока и поможет отследить срок годности не приходится. Я знаю незрячих, которые пытаются ходить самостоятельно в магазин, но гораздо проще заплатить деньги какой-нибудь соседке и ходить с ней. Интернет-магазины, конечно, перспективны, но не все незрячие умеют обращаться с современными технологиями.

Поликлиника

Есть такая вещь, как индивидуальная программа реабилитации. Туда записывается перечень технических средств и льгот, на который ты имеешь право как инвалид. Соответственно, если появляется что-то новое, то вам нужно заново проходить медико-социальную экспертизу. А чтобы пройти такую экспертизу, нужно сначала пройти всех медиков в обычной поликлинике. И подобные посещения всегда были и остаются проблемой. Бывает, что персонал конкретной поликлиники идет на встречу и практически не надо проходить врачей, то есть это занимает мало времени и нет очередей, а бывает, что слепоглухому нужно посетить всех врачей и сдать все анализы и тут без сопровождающего никак. Особенно если у кабинета врача дежурят всякие бабушки.

Фото: Филиппо Валоти Алебарди / МОСЛЕНТА Сергей Флейтин и Анастасия из «Службы Сопровождения»

Фото: Филиппо Валоти Алебарди / МОСЛЕНТА
Сергей Флейтин и Анастасия из «Службы Сопровождения»

О воровстве

Если маршрут плохо знаком, то незрячие либо с кем-то договариваются о сопровождении, либо получают от другого слепого подробное описание маршрута. Сейчас все больше технически продвинутых незрячих, которые пользуются навигаторами, но это бывает опасно.

 

Я всегда ношу с собой кучу всякой техники, поэтому некоторые друзья меня в шутку называют ходячей находкой для гопника.

 

Со мной ничего такого не происходило, но я знаю о подобном.
Буквально недавно незрячий писал на форум о том, что у него выхватили телефон, когда он вытащил его, чтобы сориентироваться на местности. Такой человек ведь идеальная жертва — он не сможет ни сопротивления оказать, ни опознать грабителя.

О работе, преподавании и финансовых проблемах

Я работаю в специализированном издательстве, которое выпускает книги для слепых и преподаю компьютерную грамотность слепоглухим.

 

Я не обучаю будущих программистов или верстальщиков, моя задача очень приземленная – дать слепоглухим людям средство коммуникации с внешним миром.

 

У меня есть остаточный слух, поэтому я могу ориентироваться на речевые технологии, но если человек тотально слепоглухой, то ему нужно пользоваться брайлевским дисплеем. Благодаря ему можно не только читать информацию с экрана, но и управлять телефоном или другим устройством. Но такой аппарат сейчас стоит около 95 тысяч. А если для работы нужен дисплей с большим количеством знаков, то цена удваивается и утраивается. При этом большинство слепоглухих нигде не работают и живут только на пенсию в 17 тысяч. Поэтому далеко не каждый может себе это позволить и приходится искать спонсоров.

О проблеме сопровождения и государственной поддержке

В рамках индивидуальной программы реабилитации инвалидам по слуху записано по сорок часов сурдоперевода в год.

Но это только сам перевод, а если речь идет о слепоглухом, то его еще надо довезти до места и привезти обратно домой. Поэтому эти сорок часов улетают в момент. Кроме того, многим слепоглухим не нужен сурдоперевод, им нужно просто сопровождение. Им нужно попасть в поликлинику или к юристу.

Официально в России нет категории слепоглухих.Государство боится включать эту категорию из-за того, что нужны очень четкие критерии.

 

Если принять европейские критерии, то почти половину нашей страны можно будет смело записать в слепоглухие и никакой бюджет такого не выдержит.

 

Я, например, официально не являюсь инвалидом по слуху. Я инвалид только по зрению и у меня даже этих сорока часов в год нет. Меня только соцработник два раза в месяц может в какое-то присутственное место сводить и все.

Поэтому частная инициатива оказывается всегда эффективнее чем государственная, она способна отвечать на подобные запросы.

Фото: Филиппо Валоти Алебарди / МОСЛЕНТА

Фото: Филиппо Валоти Алебарди / МОСЛЕНТА

Есть несколько организаций, которые занимаются проблемами слепоглухих. Самые старые из них это «Эльвира» и «Ушер Форум». «Эльвира» сейчас сосредоточена вокруг дома реабилитации в Пучково, а «Ушер Форум» устраивает различные встречи.Есть наш фонд «ТОК», который официально зарегистрирован только год назад, но встречи регулярные мы проводим давно.Так и родилась наша «Служба Сопровождения». Мы просто проводили летние парковые марафоны и поняли, что такая служба необходима, чтобы слепоглухие могли выходить из дома.

 

Многие за свою жизнь даже ни разу не были в гипермаркетах вроде «Ашана». Им это интересно, но они сами не могут туда поехать.

 

Мы отработали полгода на гранте фонда «Со-единение» и сейчас решается вопрос о продолжении финансирования, но проблема в том, что наша служба все более востребована и заложенного бюджета уже не хватает. Поэтому приходится учиться краудфайндингу. Сейчас мы запустили кампанию на planeta.ru с тем, чтобы расширить возможности нашей «Службы Сопровождения».

Филиппо Валоти Алебарди
Источник: varlamov.moslenta.ru