По данным газеты «Коммерсант», в будущем году преимущество при получении государственных субсидий получат НКО, оказывающие общественно полезные услуги. Такой статус будет введен законом, который, по словам первого заместителя главы администрации президента Вячеслава Володина, Госдума должна принять в весеннюю сессию.
Помощь в виде субсидий получат организации инвалидов, творческие союзы и НКО, осуществляющие социальную поддержку и защиту граждан, работающие в области культуры, здравоохранения, укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, помощи гражданам при чрезвычайных ситуациях. Реестр таких организаций уже сейчас ведет Минюст.
По сути речь идет о введении государственного заказа. «Это не гранты, это просто заказ от государства, условно говоря, на обслуживание 20 или 30 человек в рамках устава некоммерческой организации», — сказала в интервью РИА Новости член президентского совета по правам человека Елизавета Глинка. По ее словам, НКО, оказывающие такие услуги, смогут «рассчитывать на государственную помощь».
Корреспондент «Филантропа» опросил экспертов и попытался понять, сможет ли этот шаг качественно изменить социальную сферу и станет ли он новым импульсом в развитии третьего сектора.
Правозащитник Валентин Гефтер
Мне кажется немного странным тандем госзаказа и социальных проектов НКО. Государство не должно делить исполнителей на коммерческих или некоммерческих. Госзаказ предполагает проведение тендера, по результатам которого победителем становится структура, предложившая наиболее привлекательные условия. Главное решить социальные задачи. Второй момент: выделяя деньги СО НКО, необходимо срезать финансирование тем службам, чьи задачи будут выполнять социально ориентированные организации. Коль эти службы не справились со своей задачей, а их функции отошли третьему сектору, то необходимо сокращать их финансирование. В противном случае, мы получим дублирование функций.
Я бы не стал сравнивать государственные субсидии с грантами, поскольку в данном случае речь идет о переложении части государственных функций СО НКО. И механизм, безусловно, нужно прописать в законодательстве.
Введение реестра таких организаций также важно. Но я бы вел перечень не тех НКО, кто допущен к конкурсу госсубсидий, а тех, кто выигрывал аналогичные грантовые конкурсы и уже реализует социальные проекты на эти деньги.
Президент Союза гражданских инициатив Елена Полянская
Необходимо провести разгосударствление социальных услуг и передачу их СО НКО. Они должны стать полноценным субъектами социальной политики государства. Сотрудники, добровольцы этих организаций должны иметь статус, как представителей профильных структур.
НКО должны получить признание своей деятельности со стороны госструктур. Главный критерий вхождения в реестр: законопослушность и эффективность. Такие организации должны получать всемерную и всестороннюю господдержку. Однако для начала нужно тщательно изучить карту российских СО НКО и выделить наиболее успешные проекты и организации.
Директор Благотворительного фонда профилактики социального сиротства Александра Марова
Некоммерческие организации могут покрыть целые направления: поддержка материнства, детства, проекты по здравоохранению, некоторые образовательные проекты (в частности, повышение квалификации). Какие критерии важны при выборе организаций? Их много, но опыт работы – определяющий. Чиновники, отвечающие за проведение господдержки, должны провести качественный менеджмент и проанализировать карту СО НКО.
Бытует мнение, что из-за кризиса объем частных пожертвований сокращается, и государство с помощью субсидий намерено заполнить пустоты. Количество частных пожертвований не сокращается, о чем говорят представители разных фондов. Речь идет об некоем импортозамещении, если так можно выразиться. Несколько лет назад многие НКО получали зарубежные гранты. Теперь в качестве грантодателя активно выступает государство.
Дмитрий Хазнев
Источник: philanthropy.ru